1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Турагентства захлестнула волна повторных банкротств

14.09.10 08:38

Посткризисное оживление рынка туристических услуг вызывает опасения как у старожилов бизнеса, так и у потенциальных путешественников. С начала 2010 года не было ни месяца, когда не поступала бы информация о вынужденном или умышленном уходе с рынка очередного турагентства. Новую волну банкротств спровоцировали предприниматели, которые до кризиса занимались совсем другим бизнесом, но разорились.

Процесс создания новых турфирм активизировался с прошлого года, но к лету 2010 он достиг апогея. Только в период в середины июля до середины августа в Общероссийском реестре туристических агентств зарегистрировано 289 новых компаний— рекордное количество. Для примера, в Ижевске (около 600 тысяч жителей) в начале 2009 года, по оценкам экспертов, зарегистрировано 130 турфирм. На данный момент, по данным местного управления Роспотребнадзора, их уже 300.

Но параллельно с появлением новых агентств, немногим медленней идет процесс их быстрого ухода с рынка. Многие случаи обходятся без больших потерь для клиентов, компании частично или полностью расплачиваются по обязательствам.

«Однако в последнее время, особенно этим летом, участились случаи, когда компании исчезают, не заплатив клиентам денег. Участились случаи нецивилизованного ухода с рынка. Эта тенденция вызывает озабоченность»,— сообщил в понедельник президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько на пресс-конференции «Почему в России исчезают турфирмы?».

Легко пришло, легко ушло

Активный рост числа новых агентств связан с тем, что «в турбизнес шли разорившиеся из-за кризиса представители других отраслей»,— подчеркнул президент РСТ.

Отрасль выбиралась неслучайно, еще в 2007 году была отменена система лицензирования туристской деятельности. Для выхода на рынок нужно только зарегистрировать юридическое лицо и внести минимальный уставный капитал— 10 тысяч рублей. Если для туроператоров существует механизм финансовых гарантий, то турагентства отвечают по обязательствам только в размере уставного капитала и имущества компании. Выглядит это крайне привлекательно для старта бизнеса.

Чтобы закрепиться на рынке в условиях жесткой конкуренции, новички начали демпинговать. Стандартная комиссия, которую операторы дают турагентствам, составляет 10–12% от стоимости тура. Стремясь завлечь клиентов, многие новички предлагают необоснованно высокие скидки— до 7–10% (теряя, соответственно, свою собственную прибыль в расчете на будущие доходы). Оставшейся доли комиссии турагентству уже не хватает на функционирование офиса, что становится ясным через короткое время.

«Мы не призываем отказаться от покупок туров через агентства,— подчеркивает Шпилько.— Но пока нет механизма регулирования, следует проявлять осторожность и не вестись на бесплатный сыр».

Сколько стоит бесплатный сыр

Один из наиболее распространенных случаев— это сезонное мошенничество. Компания создается незадолго до нового года, майских выходных, в преддверии сезона отпусков. Далее начинается набор заказов, получение оплаты и … банкротство компании. А к следующему сезону на рынке появляется агентство, чье название отличается на пару букв. Но суть никак не меняется.

Так, московское турагентство «В отпуск» на рубеже 2009–2010 года оставило без новогоднего отдыха более 200 человек, сообщает РСТ. Большинство клиентов покупали туры в Доминиканскую республику— по 140–150 тысяч рублей.

В феврале более сотни жителей Петербурга не смогли выехать по путевкам фирмы «Анжелика». Некоторые из них даже сумели вернуть часть денег: по 5–6 тысяч рублей при средней цене тура в 80 тысяч.

Северная столица, кстати, стала печальным рекордсменом этого лета. Один за другим прекратили работу четыре турагентства: «Смарт Тур», «Эллада», «Август», Miracle Travel. В случае, например, с «Августом» общая сумма ущерба составила около трех миллионов рублей. Среди туристов, по данным Rata News, была группа из четырех человек, заплатившая ха путевку в Турцию около 600 тысяч рублей. «От каждой обанкротившейся турфирмы в отпуск не поехало по 200–300 человек, каждый из них заплатил за поездку от 30 до 100 тыс. рублей»,— цитирует «Агентство Бизнес новостей» главу Балтийской ассоциации защиты прав туристов Татьяну Касьянову.

Нужны гарантии

Особенность отрасли в том, что клиент выплачивает полную стоимость тура заранее. А вот проблемы возникнут уже на месте отдыха, за множество километров от менеджера, продавшего путевку. Например, может выясниться, что агентство вообще не перечислило ваши деньги оператору.

В качестве возможного решения можно создать сервисы для потребителей, которые бы подтверждали получение оператором денег. «Чтобы на сайте компании-оператора была возможность увидеть себя в реестре клиентов туроператора,— предложил на пресс-конференции председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин.— Таким образом, в случае возникновения проблем, клиент будет защищен финансовыми гарантиями туроператора».

У РСТ и КонфОП есть и еще предложения, но они уже требуют законодательных поправок. Так, организации продолжают настаивать на введении механизмов регулирования бизнеса, как минимум ужесточения требований к уставному капиталу агентств и введения механизма гражданской ответственности. Помимо этого, желательно вводить запрет (например, пятилетний) на профессию для предпринимателей, уже показавших свою несостоятельность в туристической сфере.

В качестве совета:

    * не стоит гнаться за путевками, которые значительно ниже средней рыночной стоимости, так есть опасность остаться и без денег и без отдыха

    * если на вопрос об успешности и сроках деятельности, агентство аппелирует лишь к лицензии на турагентскую деятельность, стоит задуматься— лицензирование отменено с 1 января 2007 года

    * прибегайте к услугам проверенных компаний, созданных не «вчера», имеющих офис, а не арендующих один единственный стол в крупном бизнес-центре.

Пишет  Газета ру

 

Добавить комментарий


Войдите используя:



Защитный код
Обновить

Войти


Комментарии